Проводить или не проводить в организации
контроль за соблюдением законодательства
об охране труда?
(комментарии аудиторов организации охраны труда)
Однажды, анализируя по просьбе одной организации ее деятельность в сфере охраны труда, обратил внимание на то, что в организации полностью игнорируются требования по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда, регламентированные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 "Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации" (далее - Инструкция).
На вопрос почему в организации не осуществляется периодический контроль, юрисконсульт этой организации пояснил, что именно он убедил своего работодателя отказаться от такого вида контроля, ссылаясь на письмо вышестоящей организации, в котором некий "специалист" прокомментировал требования, изложенные в Инструкции, заявив, что согласно пункту 4 контроль может осуществляться, а следовательно, может и не осуществляться. Другими словами работодатель сам вправе выбирать, будет он проводить периодический контроль или нет.
Нечто подобное в своих разъяснениях "специалист" выдал и в адрес уполномоченных лиц по охране труда работников организации, которых по его словам можно также не выбирать, так как в пункте 11 Инструкции записано, что периодический контроль осуществляется представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда.
При отсутствии в организации профсоюза, с согласия нанимателя, для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.
Если же наниматель такого согласия не дает, то и никаких "уполномоченных" выбирать не нужно.
Кроме того, это нежелание выбирать уполномоченных подкрепляется пунктом 3 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179 "Об утверждении инструкции о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации" (далее - постановление № 179), в котором указывается, что в организации при отсутствии профессиональных союзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда опять же могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников.
Снова в тексте волшебное слово "могут"! Следовательно, можно предположить, что выборы уполномоченных лиц носит рекомендательный характер?
Нет у нас профсоюза, значит и общественный контроль мы можем не осуществлять?
Стоит ли соглашаться с нашим "специалистом", который разъясняет нижестоящим организациям, что "действующим законодательством требований об обязательством наличии уполномоченных лиц по охране труда работников организации, в которых отсутствуют профсоюзы, не установлено".
Давайте разбираться.
Какие основные виды контроля осуществляются в организациях:
1. контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;
2. контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98;
3. производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 № 11;
4. периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда или уполномоченных лиц по охране труда работников;
5. общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240.
Итого ? пять видов контроля, которые к тому же осуществляется по разным направлениям, разными должностными лицами, ? совсем немного способов поддержания требований по соблюдению законодательства об охране труда на приемлемом уровне.
Отказываться от какого-то любого из названных видов контроля полностью или частично ? означает не замечать нарушений требований по охране труда, которые могут совершаться работающими.
Поэтому, возвращаясь к периодическому контролю, давайте сразу проясним вопрос: если нет профсоюза в организации и данный вид контроля мы осуществлять все же не хотим, надо ли вообще выбирать уполномоченных лиц, нужны ли они в нашей производственной деятельности?
Ответ однозначный ? конечно нужны!
Обратимся к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11. 2008 № 176 "Об утверждении Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ", где четко прописано:
в пункте 14 - инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации);
в пункте 21 - проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации);
в пункте 24 - проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации).
Как видим участие уполномоченных в принятии локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ, при отсутствии в этих организациях профсоюзов, обязательно.
Более того, согласно нормативным документам верхняя часть первой страницы инструкции по охране труда для организаций должна выглядеть так: