Проводить или не проводить в организации
контроль за соблюдением законодательства
об охране труда?
(комментарии  аудиторов организации охраны труда)

    Однажды, анализируя по просьбе одной организации ее деятельность в сфере охраны труда, обратил внимание на то, что в организации полностью игнорируются требования по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда, регламентированные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 "Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации" (далее - Инструкция).
    На вопрос почему в организации не осуществляется периодический контроль, юрисконсульт этой организации пояснил, что именно он убедил своего работодателя отказаться от такого вида контроля, ссылаясь на письмо вышестоящей организации, в котором некий "специалист" прокомментировал требования, изложенные в Инструкции, заявив, что согласно пункту 4 контроль может осуществляться, а следовательно, может и не осуществляться. Другими словами работодатель сам вправе выбирать, будет он проводить периодический контроль или нет.
    Нечто подобное в своих разъяснениях "специалист" выдал и в адрес уполномоченных лиц по охране труда работников организации, которых по его словам можно также не выбирать, так как в пункте 11 Инструкции записано, что периодический контроль осуществляется представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда.
При отсутствии в организации профсоюза, с согласия нанимателя, для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.
        Если же наниматель такого согласия не дает, то и никаких "уполномоченных" выбирать не нужно.
    Кроме того, это нежелание выбирать уполномоченных подкрепляется пунктом 3 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179 "Об утверждении инструкции о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации" (далее - постановление № 179), в котором указывается, что в организации при отсутствии профессиональных союзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда  опять же могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников.
Снова в тексте волшебное слово "могут"! Следовательно, можно предположить, что выборы уполномоченных лиц носит рекомендательный характер?
    Нет у нас профсоюза, значит и общественный контроль мы можем не осуществлять?
Стоит ли соглашаться с нашим "специалистом", который разъясняет нижестоящим организациям, что "действующим законодательством требований об обязательством наличии уполномоченных лиц по охране труда работников организации, в которых отсутствуют профсоюзы, не установлено".
    Давайте разбираться.
    Какие основные виды контроля осуществляются в организациях:
1. контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;
2. контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98;
3. производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 № 11;
4. периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда  или уполномоченных лиц по охране труда работников;
5. общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240.
Итого ? пять видов контроля, которые к тому же осуществляется по разным направлениям, разными должностными лицами, ? совсем немного способов поддержания требований по соблюдению законодательства об охране труда на приемлемом уровне.

    Отказываться от какого-то любого из названных видов контроля полностью или частично ? означает не замечать нарушений требований по охране труда, которые могут совершаться работающими. 
Поэтому, возвращаясь к периодическому контролю, давайте сразу проясним вопрос: если нет профсоюза в организации и данный вид контроля мы осуществлять все же не хотим, надо ли вообще выбирать уполномоченных лиц, нужны ли они в нашей производственной деятельности?
    Ответ однозначный ? конечно нужны!
    Обратимся к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11. 2008 № 176 "Об утверждении Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ", где четко прописано:
в пункте 14 - инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации);
в пункте 21 - проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации);
в пункте 24 - проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации).
Как видим участие уполномоченных в принятии локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ, при отсутствии в этих организациях профсоюзов, обязательно.
Более того, согласно нормативным документам верхняя часть первой страницы инструкции по охране труда для организаций должна выглядеть так:

   

Могилевский союз потребительских обществ, 2016
Адрес: г. Могилев, ул.Первомайская д.97
E-mail: info@mogops.by
Режим работы: понедельник-пятница с 8.30 до 12.30, с 13.30 до 17.30

2016 © SIVENKOFF
Кнопка "Вверх" при помощи JavaScript - "Нубекс"
Нам
80 лет!
    Помимо прочего, в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 "О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в пунктах 14, 18, 29, 36-1, 45, 50, 63, 67, упоминаются уполномоченные представители профсоюза (иного представительного органа работников), которые должны принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если нет профсоюза, иной представительный орган работников (почему бы и не созданный в соответствии с постановлением № 179) при расследовании будет его альтернативой.
    Далее, возвращаясь к пункту 4 Инструкции, к которому апеллировал "специалист", поставивший точку после слов "контроль может осуществляться", делаем вывод, что он не захотел дочитывать предложение названного пункта до конца.
    В недочитанной части написано: контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.
    Из вышесказанного понятно, что нам не предлагается выбирать, осуществлять контроль или нет, нам предлагается определить для себя форму контроля. Будет это углубленная проверка или же визуальный осмотр работодатель выбирает сам.
    Главное, чтобы обеспечивалось создание или соблюдение здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    При выборе формы контроля необходимо учитывать размер организации, характер ее деятельности, особенности технологических процессов по изготовлению продукции или виды оказываемых услуг.
    Если в организации осуществляются сложные производственные процессы, выполняются работы с повышенной опасностью тогда, безусловно, в такой организации должны проводиться все этапы периодического контроля: ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный.
    Инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда должна быть разработана и утверждена в установленном порядке в каждой организации. Это требование вытекает из пункта 7 Инструкции, в котором говорится о том, что в организациях, с учетом характера их деятельности, на основе Типовой инструкции разрабатываются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
    Поэтому работодатель может выбрать для себя наиболее рациональную форму проведения периодического контроля, разработать и утвердить свою инструкцию и осуществлять прописанные в ней мероприятия и процедуры.
Инструкция должна отражать фактический порядок проведения контроля: какой участок проверяется, кто конкретно осуществляет контроль (должностные лица), когда (кто-то на постоянной основе ежедневно, кто-то участвует в проверках ежемесячно), какие уполномоченные лица по охране труда работников организации участвуют в процедуре.
Осуществление контроля необходимо прописывать в инструкциях, конкретно указывая где и кто его проводит.

Например:
    Ежедневный контроль за состоянием охраны труда на производственных участках осуществляется:
на строительном участке № 1  производителем работ (прорабом) с участием уполномоченного лица по охране труда, из числа работников организации, членов профсоюза;
на строительном участке № 2  мастером с участием уполномоченного лица по охране труда, из числа работников организации, членов профсоюза;
на участке транспорта  механиком с участием уполномоченного лица по охране труда, из числа работников организации, членов профсоюза.
    Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда.


Журнал ежедневного контроля
за состоянием охраны труда на участке

    Ежеквартальный контроль осуществляется директором (его заместителем) с участием руководителей служб, отделов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.
По результатам ежеквартального контроля по каждому структурному подразделению оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.
Образец
Акт № 1
От___________ 201_ г.

О проведении ежеквартального
контроля за соблюдением
законодательства об охране труда
Мы, нижеподписавшиеся:
Директор  …
заместитель директора по техническим вопросам …,
главный бухгалтер….,
начальник отдела организационно-кадровой работы ….,
мастер…,
общественный инспектор по охране труда ….
составили настоящий акт на предмет проведения ежеквартального контроля за соблюдением законодательства об охране труда на строительном участке № 1.
    В ходе ежеквартального контроля были проверены:
организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;
выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами;
своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;
техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;
соответствие рабочих мест, технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям охраны труда;
эффективность работы вентиляционных систем и установок;
выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования;
обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и организация ухода за ними;
наличие и состояние средств коллективной защиты;
состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
организация лечебно-профилактического обслуживания работников;
состояние уголков по охране труда;
своевременность и качество обучения и инструктажа работников по вопросам охраны труда;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и другое.
    По результатам ежеквартального контроля установлено:
1. на лестничной площадке третьего этажа строящегося объекта не установлены защитные ограждения; 
2. поверхность земли, на которую устанавливаются средства подмащивания, не спланирована (не выровнена и не утрамбована), не обеспечен отвод с нее поверхностных вод;
3. под опоры пары стоек лесов в поперечном направлении подложены кирпичи;
4. уклон лестниц при подъеме работников на леса превышает  60°;
5. приставные лестницы и стремянки не снабжены устройствами, предотвращающими возможность их сдвига и опрокидывания при работе; на нижних концах приставных лестниц и стремянок нет оковки с острыми наконечниками для установки на грунте;
6. при работе с приставной лестницы на высоте более 1,3 м арматурщик …. не применял предохранительный пояс;
7. результаты осмотра средств подмащивания не записываются в журнал приемки и осмотра лесов и подмостей.
Обнаруженные недостатки устранить. К выполнению работ до их устранения не приступать.
К работникам, допустившим нарушения по охране труда, применить меры дисциплинарного взыскания.
За допущенные нарушения требований по охране труда объявить замечания в приказе следующим работникам:
заместителю директора по техническим вопросам …….,
мастеру строительного участка…….
По итогам ежеквартального контроля за соблюдением законодательства об охране труда провести совещание, на котором проанализировать состояние охраны труда в структурных подразделениях организации, заслушать их руководителей, рассмотреть имевшие место случаи нарушения требований по охране труда, изучать передовой опыт работы по охране труда.

Подписи ….
_________________ 


Ежемесячный контроль на производственных участках проводится:
на строительном участке № 1 - начальником участка с участием производителя работ (прораба), инженера по охране труда  и уполномоченного лица по охране труда, из числа работников организации, членов профсоюза;
на строительном участке № 2 - начальником участка с участием мастера, инженера по охране труда  и уполномоченного лица по охране труда, из числа работников организации, членов профсоюза;
на участке транспорта - главным инженером с участием механика, инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда, из числа работников организации, членов профсоюза.
    Выявленные недостатки в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда, в котором указываются мероприятия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.

Журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда в цехе